Дефицит свободных полувагонов возникает, несмотря на достаточное их число в РФ
Федеральное агентство железнодорожного транспорта ситуацию с дефицитом полувагонов оценивает следующим образом: в РФ имеется достаточный парк полувагонов для перевозок сырьевых грузов, однако количество незанятых в процессе транспортировки вагонов ограничено.
Эксперты и участники рынка грузовых жд перевозок выдвигают как минимум 4 причины сложившейся ситуации.
"Во-первых, это рост средней дальности перевозки сырьевых грузов, который (преимущественно) обусловлен удаленностью перерабатывающих производств от мест добычи сырья и стремление операторов к более рентабельным маршрутам отправки, что в условиях длинных транспортных "плеч" увеличивает обратный порожний пробег. Во-вторых, неравномерное распределение в РФ международных грузоперевозок по разным направлениям и рост экспорта через морские порты. Как следствие, происходит перегрузка жд проходов к портам и увеличение непроизводительного простоя вагонов в ожидании перевалки. В-третьих, неэффективное управление логистикой со стороны потребителей жд услуг ведет к увеличению простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой. И в-четвертых, дефициту способствует выход из строя подвижного состава из-за поломок по причине производственного брака, а также недостаток вагонного литья.
Как результат – снижение обеспеченности универсальным подвижным составом, рост конечной цены перевозки, увеличение порожнего пробега грузовых вагонов.
Глава Росжелдора Геннадий Петраков считает, что в основе дефицита полувагонов лежат многие факторы. Со стороны грузоотправителей – это неравномерность предъявления операторам заявок на перевозки и использование вагонов в качестве "временных складов на рельсах", что снижает их оборот. Со стороны оператора – это "нежелание работать с мелкими и удаленными грузоотправителями, а также со строительными и лесными грузами.
Экспертов и участников рынка также беспокоит ситуация, когда операторам выгоднее держать вагоны на простое в ожидании более дорогого груза, чем использовать его для перевозки продукции мелких и средних предприятий. Эту ситуацию считается возможным преодолеть путем введения единых тарифов на возврат порожних вагонов вне зависимости от перевозимых грузов.
Глава Росжелдора отмечает, что «тысячи километров путей сейчас можно отнести к малозагруженным, в то время как из-за изменения направления движения грузов за последние несколько лет другие участки испытывают колоссальную нагрузку». По мнению рационализировать движение грузовых поездов" можно с развитием инфраструктуры.
Источник www.rzd-partner.ru